Автотехническая экспертиза


Объекты экспертизы:
­ Автомобили и их части;
­ Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и их части;
­ Троллейбусы, трамваи и их части;
­ Тракторы, иные самоходные механизмы, прицепы и их части;
­ Велосипеды и их части;
­ Участки автодорог со следами транспортных средств;
­ Дорожные сооружения и знаки;
­ Документы:
• Первоначальный акт о причинах автотранспортного происшествия, составленный сотрудником ДПС ГИБДД;
• Протокол осмотра места происшествия;
• Объяснения водителей и пассажиров автомашины;
• Фотографические снимки места происшествия, следов, пострадавших автомашин, отдельных участков дороги и дорожных сооружений;
• Схема дорожного происшествия;
• Ведомственные инструкции;
• Журнал технического обслуживания;
• Диспетчерский журнал;
• Путевые листы;
• Технические паспорта.

Примерные вопросы, решаемые данной экспертизой:
Установление причины, механизма, обстоятельств,
последствий происшествия

- Какова непосредственная причина данного происшествия (столкновения, наезда на пешехода, опрокидывания и т.д.)-
- Не является ли непосредственной причиной происшествия данная неисправность автомашины (неукрепленные рулевые колонки, картер, рулевой механизм, штурвал; наличие люфта в соединениях рулевых тяг; погнутость оси; люфт колес; неотрегулированные тормоза; течь бензина из бака или бензопровода; течь масла из картера; отсутствие или неисправность глушителя, отсутствие освещения, стеклоочистителя, стоп-сигнала, зеркала заднего вида; неисправность борта и т.д.)-
- Не явилось ли причиной происшествия неправильное управление транспортным средством, и если да, то в чем оно выразилось-
- Повлияла ли данная неисправность транспортного средства (или плохое состояние дороги, дорожного сооружения) на возникновение и развитие происшествия-
- Какое значение для происшествия имела неисправность транспортного средства-
- Какое значение для происшествия имело превышение скорости движения транспортного средства-
- Какое значение для происшествия имела перегрузка автомашины-
- Какое значение для происшествия имело неудовлетворительное состояние дороги (или дорожных сооружений, дорожных знаков)-
- Какое значение для происшествия имели допущенные нарушения правил движения-
- Какое значение для происшествия имело нарушение трудовой дисциплины определенным лицом инженерно-технического или административного персонала (заведующий гаражом, директором автобазы, диспетчером, дежурным автомехаником и т.д.)-
- Какова длина тормозного пути данной автомашины при таких-то условиях-
Для решения данного вопроса эксперту необходимы следующие данные: модель автомашины, нагрузка, скорость движения перед торможением, состояние дороги (сухой, влажный асфальт, грунтовая дорога, заснеженная, обледеневшая дорога), состояние протекторов шин (новые, стертые).
- Чем объяснить такую особенность следов торможения (различие в длине следов правых и левых колес, прерывистость)-
- Сколько времени прошло с момента принятия мер к остановке автомашины до момента наезда при условии, если наезд совершен на таком-то метре тормозного пути, а весь тормозной путь имеет такую-то  длину-
- Какими частями данные автомашины ударились л-друг о друга при столкновении (или автомашина ударилась о препятствие)-
- На каком расстоянии от места столкновения автомашина начала поворачивать вправо, если водитель этой автомашины произвел резкий поворот руля и автомашина оказалась к моменту столкновения повернутой на такой-то угол-
- Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденной автомашины – капитальный, средний или текущий-
- Каково качество произведенного ремонта автомашины-
- Каков размер материального ущерба, причиненного в результате происшествия-
Для решения этого вопроса в необходимых случаях наряду со специалистом в области автомобильной техники приглашается бухгалтер, сведущий в делах  автотранспортного хозяйства. При определении ущерба учитываются стоимость ремонта или стоимость технических средств, полностью вышедших из строя, а также утрата автомашиной товарного вида.

Оценка состояния технических средств и техники безопасности
- Каково техническое состояние данной автомашины или ее такой-то части (например, тормозной системы)-
- Исправна ли автомашина (или ее определенная часть), и если нет, то в чем заключается неисправность-
- Не имеет ли руль автомашины люфта, превышающего допустимый предел-
- Соответствует ли техническое состояние данного транспортного средства требованиям безопасного движения, и если нет, в чем несоответствие выражается-
- Является ли давление воздуха в шинах данного автомобиля нормальным-
- Соответствует ли материал такой-то детали проектно-расчетным нормам, и если нет, каким нормам он не соответствует и в чем несоответствие выражается-
- По какой причине возникло данное повреждение и что способствовало этому-
- При каких условиях образовалось повреждение данной детали (например, тормозного шланга левого заднего колеса автобуса), не образовалось ли повреждение в результате такого-то воздействия (например, тормозного шланга вследствие внутреннего давления)-
- Произошло ли повреждение детали при ее нахождении в соответствующем механизме рулевого управления или вне него-
- Какова давность возникновения такого-то повреждения-
- Возникла ли неисправность автомашины в результате происшествия, или она существовала до него, либо появилась после происшествия-
- Какие повреждения получила автомашина в результате происшествия-
- Имелась ли возможность обнаружить данную неисправность до происшествия, и если да, то при каких условиях (при осмотре, при движении, разборе механизма и т.д.)-
- Можно ли обнаружить неисправность тормозов при торможении-
- Исключает ли данная неисправность автомашины возможность ее эксплуатации в соответствии с требованиями безопасного  движения-
- Находился ли такой-то участок дороги в технически исправном состоянии, и если нет, то в чем неисправность заключается-
- Пригоден ли для безопасного движения такой-то участок дороги-
- Находится ли данное дорожное сооружение (мост, ограждение, знак и т.д.) в исправном состоянии и если нет, в чем состоит неисправность-
- Каковы вид и состав данной тормозной жидкости-
На исследование представляется жидкость, взятая из тормозного цилиндра или вместе с почвой (куском асфальта).

Установление обстоятельств, предшествовавших происшествию; оценка действий работников; суждение о возможности предотвращения происшествия
- Каковы были характер и траектория движения транспортного средства до происшествия-
- Чем можно объяснить, что автомашина двигалась таким-то образом (например, при движении в заторможенном состоянии передняя часть отклонилась, а заднюю занесло вправо и др.)-
- Какова была скорость движения перед началом торможения-
Для решения данного вопроса эксперту предоставляются:
­ Данные о длине тормозного пути,
­ Данные о характере дороги (асфальтовая, грунтовая, сухая, влажная, заснеженная, обледеневшая),
­ Данные о модели и нагрузке автомашины,
­ Степени изношенности протекторов шин,
­ Данные о характере действия тормозов (действовали на четыре колеса или на два задних).
- Какова была скорость автомашины, которая в результате применения ножного тормоза оставила след такой-то длины, а при последующем включении ручного тормоза (ввиду отказа ножного) оставила такой-то по длине след-
- Какова была скорость движения автомашины до ее опрокидывания-
- За какое время при такой-то скорости движения данное транспортное средство преодолело такой-то участок пути-
- На каком месте произошло столкновение таких-то транспортных средств (или наезд на пешехода)-
- На каком расстоянии от места наезда находилась автомашина, двигавшаяся с такой-то скоростью, в момент, когда пешеход находился на расстоянии стольких-то метров от места наезда, при условии, если пешеход двигался таким-то шагом (медленным, средним, ускоренным)-
- В какой момент возникла опасность для движения пешехода-
- В какой момент имелась возможность для водителя предвидеть возникновение опасной ситуации-
- Какова длина тормозного (остановочного) пути при такой-то скорости движения данного транспортного средства-
- Каково было относительное расположение транспортных средств (или транспортного средства и препятствия) в момент столкновения-
- Как должен был действовать водитель в данной ситуации, чтобы обеспечить безопасность движения-
- Какими требованиями правил движения должен был руководствоваться водитель (пешеход) в данной дорожной обстановке-
- Какие действия следовало выполнить в данной обстановке согласно правилам движения-
- Соответствует ли правилам эксплуатации или движения такое-то действие водителя (поворот, разворот, движение задним ходом, обгон, пользование сигналом или светом фар, расположение автомашины на дороге и т.д.)-
- В обязанности какого должностного лица входит выполнение таких-то действий (технический осмотр автомашины, контроль за выпуском автомашин из гаража и т.д.)-
- Выполнило ли такое-то лицо все действия, необходимые для предотвращения происшествия и входящие в его обязанности, и если нет, какие действия не были выполнены; каковы должные действия водителя в такой-то ситуации-
- Какова предельно допустимая скорость движения для данной автомашины (порожней или с таким-то грузом), позволяющая избежать опрокидывания на повороте с таким-то радиусом-
- Какова предельно допустимая скорость движения на определенном участке дороги или при таких-то условиях (ночью, в тумане, на повороте, при развороте, при движении задним ходом, выезде со двора, при движении во дворе и т.д.)-
- Чему равна безопасная дистанция при такой-то скорости движения и таком-то состоянии дороги-                 
- Какова минимальная скорость движения автомашины перед опрокидыванием (или заносом) в данной дорожной обстановке (радиус поворота, угол поперечного уклона дороги)-
- Допускает ли ширина проезжей части дороги на данном участке движение автомашин в несколько рядов, и если да, то во сколько рядов может осуществляться движение-
- Отвечает ли требованиям безопасности перевозки такой-то способ погрузки грузов на автомашину-
- Соответствует ли крутизна наклона дороги на данном участке требованиям безопасного движения-
- Допустима ли эксплуатация автомашины при данном состоянии покрышек-
- Допустим ли обгон автомашин при таких-то условиях (например, при определенной пониженной видимости, при движении обгоняемой автомашины с определенной скоростью, при наличии встречной автомашины и т.д.)-
- Кто из водителей имел право преимущественного проезда на нерегулируемом перекрестке-
- Можно ли было предотвратить происшествие при данных условиях, и если да, то каким образом-
- Возможно ли было при определенной скорости движения, состоянии дороги и расстоянии до препятствия предотвратить происшествие, остановив автомашину путем торможения-
- Имелась ли техническая возможность избежать наезда путем торможения, если расстояние от автомашины до пешехода было столько-то метров-
- На каком расстоянии от пешехода водитель должен был включить тормоза при таких-то условиях (скорость движения автомашины, пешехода, место нахождения пешехода, его удаление от тротуара)-
- Можно ли было провести автомашину на таком-то участке дороги с определенной пониженной скоростью при наличии исправных тормозов-
- Можно ли было избежать опрокидывания автомашины такой-то марки, при такой-то скорости и определенном радиусе поворота-
- Возможны ли в данных условиях с технической точки зрения действия, о которых показало на допросе такое-то лицо-

Возможные вопросы комплексной криминалистической и автотехнической экспертизе
- Каков тип (вид, марка, модель) автомашины, совершившей наезд, или модель шины, судя по следам шин (отпечаткам определенных частей автомашины, осколкам фарного рассеивателя, пружинам крепления стекла фары и иным отделившимся частям автомашины)-
- Не причинено ли повреждение данным транспортным средством (автомашиной, мотоциклом)-
- Какое из двух столкнувшихся транспортных средств совершало обгон (судя по следам на одном из них или на обоих), результатом которого явилось столкновение-
- Каково было взаимное положение автомашин в момент столкновения, судя по имеющимся повреждениям на автомашинах и следам на месте происшествия-
- Каковы были механизм образования следов столкновения (скольжение, удар по нормали и т.д.) и сила воздействия, обусловившая их-

Исследование идентификационно-маркировочных обозначений,
задержанного, регистрируемого автотранспорта и агрегатов.
• Является ли данная маркировка автотранспорта подлинной-
• Прошу установить первоначальный номер автотранспорта-

 Возможные вопросы комплексной 
автотехнической – медицинской – трасологической 
экспертизе
- Каков тип (вид, марка, модель) автомашины, совершившей наезд на пешехода-
- Кто, где из находившихся в автомашине сидел перед происшествием; кто из них находился на сиденье водителя-


« вернуться назад



www.vittaspb.ru

e-mail:
vitta.spb@mail.ru

8 (812) 9292574

+7 (921) 7511757







Главная · О нас · Услуги · Статьи · Ответы на вопросы · Контакты



© 2008-2020 Экспертное Агентство "VITTA"

Сделано в веб-мастерской Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов